Предания и былины. Исторические и художественные основы былин.


Конспект урока литературы в 7 классе
Тема:  Предания и былины. Исторические и художественные основы былин.
Цель:  знакомство с особенностями построения сюжета и обрисовки героев в былине, 
             их ролью в раскрытии идеи произведения.
Ход урока.
I.                   Повторение.
1.      Беседа по вопросам:
·         Как переводится на русский язык слово «фольклор»?
·         Какие жанры устного народного творчества изучались ранее?
·         Какие правила сюжетосложения сказок?
·         Что надо помнить о повествовании сказки
v  Наличие зачинов и концовок
v  Краткость описаний (природы, интерьера,портрета)
v  Обилие диалогов
v  Разговорный язык
v  В текст вводятся правдивые бытовые детали
·         Что такое «сказывание»? (напевная интонация, повторы, постоянные эпитеты)
·         Что такое предания? (устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, передающихся из поколения в поколение.)
II.                Работа со статьей в учебнике (с.7)
·         Чтение преданий ( с.8-9)
III.             Исторические и худ.основы былин.
·         Слово учителя.
Едва ли найдется такой жанр в фольклоре, о котором бы было написано статей и книг больше, чем о былинах. Это объясняется прежде всего высокими художественными достоинствами эпоса.
Былины имеют много общего со сказками. Сюжет былин, как и сказок, строился по определенным правилам.
Начинались былины, как и сказки, с зачина. Очень часто один и тот же зачин использовался в разных былинах. Но функции зачинов были разными и определялись задачами содержания. Сказочный зачин сразу уводил из обычной действительности «…В некотором царстве, некоторм государстве…». Былина же воспринималась как правдивый исторический рассказ, поэтому и зачин имел другое назначение.
Высота ли, высота поднебесная
Глубота, глубота, океан-море,
Широко раздолье по всей земле,
Глубоки омуты Днепровские!
Возникает картина необъятного мира. Она сообщает более широкий взгляд на мир, освобожденный от частностей.
Былины должны быть отнесены к разряду песен древнего эпического склада. (Областное название на севере: старина).



Древнейшие былины можно возводить к событиям и явлениям 9- в., а наиболее поздние – к 13 в.
Чем отличается былина?
1.      Ей не свойственна точная передача исторических фактов.
2.      Былины запечатлевают историческую реальность в обобщенных образах.
3.      Эпос передает понимание истории, вскрывает исторический смысл событий, потрясавших древнюю Русь в жестокой борьбе за государственную независимость.
4.      Былины позволили угнетенным чувствовать нравственное превосходство над угнетателями. Богатырь и богатырство обладали силой примера.
Наука называет былины героическим эпосом. Героика не тематическая характеристика былин, но как примета этого жанра. Былина – патетическое, торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей.
Итак, былины – это героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточнославянскую эпоху, ставящие перед собой цель возвеличить социальные и нравственно-этические идеалы народа.
1.      Древнейший период в истории былин.
Мифологическая основа былин о Святогоре. Образ былинного Волха в его связях с мифологией.
2.      Киевский период в истории былин.
Главный герой эпоса – Добрыня. Былина о Добрыне и Настасье. Добрыня – борец за нерушимость границ Руси.
3.      Владимиро-Суздальский период в истории былин.
Среднерусское происхождение Ильи Муромца и выдвижение его на первое место. Развитие демократических начал эпоса. Общерусские тенденции былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник». Дорога на Киев. Соловей и брынские леса.
Ростовский богатырь Алеша. Алеша и Тугарин. Омрачение образа богатыря.
4.      Областные тенденции в истории былин ( Галицко-Волынские, Новгородские, Псковско-Новгородские и др.)
Былина о Вольге и Микуле ( Псковско-Новгородская).
IV.              Итоги урока
V.                 Д/з: записи в тетради
        стр.11-16 –читать, уметь пересказать

        стр.17-23 (былина) прочитать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий